Первый год я работаю по федеральным государственным образовательным стандартам. Одной из отличительной особенностью нового стандарта является введение внеурочной деятельности, которая стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Главное во внеучебной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. Возраст младших школьников очень требователен, они не терпят скуки, шаблонности, формализма, поэтому к своим занятиям по внеурочной деятельности я готовлюсь особенно тщательно, всё продумываю до мелочей. Все мои действия направлены на то, чтобы детям было интересно и познавательно, поэтому включаю много игр и сама играю вместе с ними и от проведения различных игр, получаю огромное удовольствие. Сегодня я хочу рассказать об одном внеурочном занятии, которое, на мой взгляд, получилось наиболее удачным. Факультатив «Разговор о правильном питании» проводится в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления. В рамках факультатива мною было разработано и проведено занятие «Масленица дорогая – гостьюшка годовая!». Это мероприятие является заключительным этапом к разделу «Если хочешь быть здоров!». Необходимость обращения к ист окам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. И сейчас очень важно восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности, рассказать нашим детям и внукам, что заботило, радовало и тревожило русских людей в те далекие времена, чем они занимались, о чем мечтали, рассказывали и пели. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. При подготовке к занятию мной были поставлены следующие цели и задачи, ориентированные на достижение результатов первого уровня: 1)Расширять и углублять представления детей младшего школьного возраста о русских народных праздниках.
2)Познакомить детей с русским народным праздником – масленицей;
3)Научить школьников собирать, обрабатывать и анализировать информацию в результате самостоятельной работы;
4)Формировать навыки коллективной работы;
5)Развивать творческие и коммуникативные способности детей;
6)Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Работая над сценарием мероприятия, мы учитывали и межпредметные связи: связь с уроками музыки, истории, кубановедения, литературы. Проведению праздника предшествовала большая подготовительная работа на предыдущих занятиях, взаимодействие с родителями и другими представителями школьного социума: -рассматривание картин, иллюстраций с изображениями народных гуляний; -разучивание русских народных игр, песен, танцев, закличек; -заучивание стихотворений; -прослушивание произведений П.И. Чайковского, И. Стравинского; -чтение детям произведений художественной литературы по данной тематике, беседы с детьми; -рисование детьми картин народных гуляний. В ходе реализации проекта в совместную творческую, социально значимую деятельность было вовлечено большое количество детей и взрослых. Учащиеся класса совместно со своими родителями были разделены на 4 группы. Каждая группа выбрала направление работы, по которому будут работать. 1 группа - отвечала за сбор информации об истории возникновения праздника. Источники получения информации: книги, ресурсы сети Интернет, опрос родителей, экскурсия в городской краеведческий музей, в библиотеку. В ходе работы эта группа столкнулась с трудностями. Не в каждой семье этот праздник отмечается, и некоторые родители не знают и не помнят традиций этого праздника. 2 группа - сбор загадок, пословиц, закличек, песен. Эта группа создала сборник "Сударыня Масленица", куда входит самостоятельно собранный материал. В ходе работы этой группы ребятам предстояла большая работа по его систематизации и обработке. 3 группа - поиск информации о названиях дней масленичной недели. Эта группа создала презентацию. 4 группа - составление сценария праздника совместно с учителем (продукт проекта) и изготовление чучела. На праздник «Масленица дорогая – гостьюшка годовая!» были приглашены учащиеся начальной школы. Праздник проходил в актовом зале школы. Для проведения праздника были привлечены родители, педагоги и учащиеся школы. В целях повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних в нашей школе за каждым классом закреплена группа шефов-наставников, которые оказывают посильную помощь учителю в организации досуга младших товарищей. Насколько велика роль наставника, старшего друга, товарища можно судить по тому, как часто подшефные ребята обращаются за советом именно к вожатому, ведь он ближе по возрасту, чем педагог или родители, а значит, лучше поймет, подскажет, даст дельный совет. Именно в детстве закладывается основа нравственности, и во многом то, каким человеком вырастет ребенок, зависит от примера наставника. Конечно, если вожатый близок по духу к своим подшефным, им с ним весело и хорошо, то любовь и уважение малышей обеспечены. Наши наставники охотно оказывают помощь при проведении динамических пауз, занятий по внеурочной деятельности, подготовке и организации праздников. И в этот раз я предложила нашим наставникам, учащимся 6 «Б» класса, выступить на празднике в роли ведущих. Девочки охотно согласились взять роли Зимы, Весны, Ведущей. Принимали активное участие в подготовке костюмов, разработке сценария. Мальчишки с удовольствием изготовили чучело. В ходе праздника дети не были пассивными слушателями. Им была предоставлена возможность стать активными участниками праздника. Для них был проведен целый ряд различных игр. Ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Так, например, при проведении игры «Бег в мешках» я стремилась развить быстроту реакции, скорость, ловкость, сноровку. Особенно активными были дети при проведении игры «Петушиные бои». А вот в игре «Объедение» не каждый пожелал принять участие. Игра рассчитана на развитие координации движения. Участники должны были с закрытыми глазами накормить друг друга блинами. В ходе праздника были также предложены задания парной и групповой работы. Что является немаловажным в реализации федерального государственного образовательного стандарта. Часть ребят класса были привлечены к инсценировке сказки «Масленица без блинов». Ведь дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работая в группе, ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей. Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями. А участница вокальной студии «Кубаночка» исполнила для ребят песню. Чтобы праздник получился интересным, ярким, насыщенным, я использовала компьютер, мультимедийное устройство, аудиозаписи, презентацию, которая рассказала о традициях праздника, о каждом дне масляной недели. В завершении праздника была организована выставка блиннов, где каждый желающий мог найти и попробовать блин на свой вкус, а в подарок получить рецепт приготовления блинов. Итогом праздника в классе было проведено чаепитие с поеданием блинов. В ходе приема пищи дети учились правильно вести себя за столом, соблюдать культуру поведения в гостях, попросить товарищей о помощи. В результате проведения праздника я добилась плодотворного сотрудничества взрослых и детей. Дети узнали много нового о традициях и обычаях празднования Масленицы. Праздник удался на славу. Весёлые проводы зимы были озарены радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Мои ученики 4 класса высказывают сожаление о том, что у них, когда они были первоклассниками, выбора внеурочной деятельности не было. С введением ФГОС я продолжаю вести уроки и занятия внеурочной деятельности по системно – деятельностному подходу, формирую учебные действия у своих учеников, а также больше внимания уделяю внеурочной деятельности. С 1-го класса у учащихся формирую оценку и контроль, отслеживаю предметные и метапредметные результаты. Провожу мониторинги, и фиксирую эти результаты в портфолио учеников, чтобы видеть их рост, продвижение каждого по учебной плоскости, относительно самого себя. Личностные результаты я тоже фиксирую, и корректирую через наблюдение, различные тренинги, анкетирование, но не объявляю результаты, не оцениваю. Для себя я делаю выводы, планирую классные часы по духовно- нравственному, патриотическому, эстетическому направлению, чтобы в практической деятельности формировать коллектив, сплачивать. На будущее я планирую вводить самоуправление, чтобы происходило духовное развитие учащихся на моих уроках и во внеурочной деятельности. Буду вводить критерии оценка в способ работы групп, критерии оценки рефлексии, способа решения задач. Буду формировать мотивацию к учебной деятельности, критерии оценки этапа конструирования целей и планирования решения задач. За счёт использования новых средств обучения изменю состав действий и операций, введу более эффективные, отсюда улучшится качество приобретённых знаний и повысится умственное развитие обучающихся. Я надеюсь, что повысится качество знаний моих учеников, изменится их духовное развитие. Правильно будет сформирована учебная деятельность. Мои ученики будут самостоятельно получать знания из окружающего мира, работая с различного рода источниками информации.
Парфёнова Оксана Викторовна, учитель начальных классов СОШ № 6. |