Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры – восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных. На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы прослеживаем процесс взаимовлияния культур и связь с фольклорными традициями. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое.

Занимаясь в творческой группе «Кудесница» мы при подготовке к демонстрации моделей одежды, или традиционных народных обрядов обязательно знакомимся, изучаем особенности быта, одежды, традиций тех народов, с которыми связан наш показ. Посещаем музеи, изучаем литературу, встречаемся с мастерицами, старожилами станицы, района, полученную информацию и знания применяем при изготовлении декорации, одежды, отделки, сценария, стараясь сохранить традиционные особенности данного народа и внести что - то новое свое, так как общество, развиваясь, вносит новые черты. Наша деятельность остается в сердцах и душах наших сверстников, станичников, приобщает к истории и культуре Кубани, учит бережно относиться к наследию наших предков, чтобы сохранить для будущих поколений. поисково – исследовательская работа осуществлялась в конце 2004г. начале 2005г.

Проводили сбор материала по вышивке на Кубани ее бытовой и обрядовой функции ученицы 10 класса МОУ сош №6 Гребенюк Анна и Шамрай Анна под руководством учителя трудового обучения Григоренко Г.М. Нами были установлены мастера и адреса их проживания, в ст. Мингрельской это Татьяна Андреевна Пятибратова, Нона Андреевна Шинкарева, Лидия Ивановна Сивокозова, Александра Васильевна Роткова, Валентина Стефановна Кнуренко, Григоренко Надежда Ильинична, Мария Ивановна Канцидал, на хуторе Аушедз - Зинаида Ивановна Грицина, в станице Холмской Надежда Васильевна Мирошниченко и Нина Васильевна Хотько. Мы посетили выше перечисленных мастериц, познакомились с ними и их творчеством, пробовали освоить традиционную технику вышивания этих мастеров. Встречи с ними проходили в теплой, доброжелательной обстановке, они охотно рассказывали о своей жизни, о существовавших в их годы обрядах и традициях, показывали свои работы и демонстрировали тонкость своего мастерства.

В результате исследования мы выяснили, что вышивка один из самых интересных и распространенных видов декоративно – прикладного искусства. Ею можно украсить свой быт, одежду, салфетки, традиционные свадебные и кухонные полотенца, панно, наволочки и диванные подушки. Душевное тепло идущее от этих вышитых изделий передается другим людям. Необходимо отметить, что все мастера, вспоминая свою биографию, говорили, что девочки с раннего возраста обучались рукоделию. Специально их не учили, дети обучались, наблюдая за работой родителей в семье, или друг от друга на посиделках и многое осваивали самостоятельно. Они и сейчас так говорят: « А что тут сложного – бери и вышивай». А.В. Мордина вспоминает, что вышивке ее учили и мама, и тетя, и все село. Считалось, что девочка должна обучаться рукоделию с раннего возраста, чтобы быть хорошей хозяйкой и приготовить себе приданное к свадьбе. В приданное включались: рубаха мужская и женская, рушники, наволочки, занавески, платки, подзоры. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Издавна полотенцу отводилась особая роль. Считалось, что узоры, вышитые по белому полотну обладают благотворной силой. В праздники и торжественные дни самые красивые полотенца развешивались вдоль стен, вешали на окна, божницу. Не менее 40 полотенец припасали невесты к свадьбе. Полотенцами украшали свадебные поезда. Особую роль играли полотенца в родильных и крестильных обрядах. А когда человек умирал, полотенцем покрывали гроб и на полотенцах же спускали его в могилу. В дни поминовения полотенце вывешивали за окно, чтобы помочь умершим по нему попасть в дом.). В наше время полотенце выполняет главным образом свою утилитарную роль, и лишь в станицах ещё соблюдаются обрядовые функции вышитых предметов, о чём свидетельствуют воспоминания информантов . Из исторических и литературных источников мы узнали, что длина полотенец была от 2 до 4 м., ширина 36 – 40 см. Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. Обычно одаривание происходило в специально назначенный день, который так и назывался – «день рушников». К этому времени в доме невесты собираются её родственники и близкие знакомые, являются с женихом и старосты. «Невеста раздаёт подарки свёкру и свекрови, «боярину» и «дружке» - по платку, «старостам» - по рушнику (утиральнику)». Жениху она сама перевязывает руку платком, а старосты перевязываются через правое плечо рушниками. Рушник служил поясом невесте во время венчания. Перед выходом в церковь невесте давали в руки икону и полотенце. На полотенце родители подносят хлеб – соль жениху и невесте. Основными узорами вышивки на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и коронами. Все ритуалы свадьбы были связаны с двумя основными целями – охрана от зла и обеспечение молодым благополучной жизни и продолжения рода. Свадебные полотенца бережно сохранялись и передавались от матери к дочери из поколения в поколение. Обычно в доме имелось около 30 вышитых рушников. Рушник для новобрачных – им пользовались молодожёны в первые дни. Два рушника для будущих малышей: для мальчика – с геометрическими орнаментами, для девочки с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу и две полоски синего и красного цвета. Иногда вышивали голову лошади или подкову. Для жатвы изготавливался очень длинный рушник (3,5м.) разделённый по ширине рядом тканых полосок; концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колоссами и т.п. Небольшой, но красивый рушник со стилизованными вазочками или чайниками предназначался для обеденного стола. Приведёнными примерами далеко не исчерпывается всё многообразие и функциональность назначение вышитых полотенец в крестьянском быту. Часто роль похоронных играли свадебные полотенца. Скатерти – настольники, также имели широкое хождение в быту. Настольники украшались вышивкой вдоль их узких сторон, а на особо богатых праздничных изделиях по центру декорировались узкой вышитой или кружевной каймой. Скатерти для повседневного пользования, изготавливались из грубого конопляного полотна и украшались очень скромно. Праздничные и свадебные настольники шились из лучшего, отбеленного конопляного или льняного холста и богато декорировались вышивкой, кружевом. Подзоры встречались в казачьем быту намного реже. Они, как правило, украшали интерьер избы в северных губерниях и были менее характерны для крестьянской хаты южнорусских губерний. Подзор – полоса из конопляной или другой хлопчатобумажной ткани размером от 30 до 50 см. по ширине и 1,80 – 1,95 см. по длине – пришивался к краю простыни. Обычно он украшался ручным или фабричным кружевом, в сочетании с вышитым по нижнему краю орнаментом из геометрических, растительных элиментов. Вышивкой украшали женские и мужские рубахи. Украшали рубахи вышивкой по низу, по краям рукавов, - по вороту и на груди. Нагрудная вышивка располагалась узкой полоской вдоль бокового разре6за, в виде двух, более или менее широких полос по бокам прямого разреза или делалось широкое («манишка») и сочеталась с боковым разрезом ворота или с прямым («пазушник», накладывался на прямой разрез). Низ декорировался не всегда. Характер орнаментации геометрический: ромбы, кресты, розетки и т. д. Свадебную рубаху («счастливую сорочку») жениху шила сама невеста и передавала её обычно на кануне венчания или во время «зарученья». Длинная рубаха с рукавами являлась основной частью женского костюма (рис.7). рубахи украшались вышивкой: будничные очень скромно, а праздничные и особенно свадебные отличались богатой орнаментировкой. Особенно пышно декорировали рукава, меньше – разрез ворота и подол. Народную вышивку нельзя анализировать отдельно от материала, техники, назначения предметов. Абстрагируясь от этого блока взаимосвязанных компонентов, мы рассматривали функции вышивки изделий со стороны характера изображенных на них мотивов. Птица – один из наиболее распространённых и любимых образцов народного творчества. В основном изображения птиц встречаются на концах полотенец, имевших обрядовое значение и, в первую очередь свадебных. И это не случайно. Образ птицы полисемантичен и в фольклоре, и в орнаменте. Птица считалась в древности посланницей солнца, посредником между небом и землёй Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и её детей. В народном искусстве пара птиц – символ любви, счастья. На свадебных полотенцах часто изображались две птицы по сторонам куста. В народных представлениях голубь – чистая, святая, божья птица. Он был принят христианством в качестве эмблемы Святого Духа. Ласточка – редкий мотив в кубанской вышивке. В украинской песне эта птица уподобляется Божьей матери, - вестник добра, счастья, домашнего уюта. Жаворонок – вестник весны. Образ этой певчей птички использовался в весенней обрядности В кубанской вышивке встречается изображение насекомых. Наибольшим почтением окружены скорпион, бабочка и пчела. В народных представлениях русских и украинцев с бабочкой связывают, прежде всего, представления о душе. Растительные мотивы занимают центральное место в кубанской вышивке.(рис.)10 Распространён был мотив вазона, имеющий такие же древние истоки, как и дерево жизни . Дерево жизни - несло прямые функции – оно изображало божественное дерево ,от которого зависело произрастание трав , хлебных злаков ,деревьев и «раст» самого человека. На Кубани отмечена традиция украшения дерева. Изображение «дерева жизни» по народным представлениям, имело магическую силу – приносить счастье, искоренять зло, всякую ворожбу. Довольно часто на вышитых изделиях – полотенцах, настольниках, рубахах, фартуках – встречается мотив изогнутой ветви, характерный для вышивки XIX в. Калина, рябина, связаны с символикой любви и брака. Виноград символизировал хорошую, счастливую жизнь. Цветы в самых разнообразных комбинациях занимали центральное место в вышивке. Роза выполняла роль оберега у украинцев. Роза – любовь, красота, совершенство, изящество, радость, пышность и т.п. Они представлены в вышивке рушников, настольников, подзоров, женских рубах. Лилия, как и роза, - распространены мотив в кубанской вышивке. Это таинственный цветок символизировал чистоту, непорочность. В христианстве лилия является атрибутом некоторых святых, а также связывает с невинностью Девы Марии. Самые ранние по происхождению: в их основе – геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки и т. д. повторяющиеся по полотну. По мнению ряда исследователей, геометрический орнамент своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия. Геометрический орнамент в кубанской вышивке не получил такого широкого распространения, как орнамент растительных форм. Крестовой орнамент в вышивке использовался и в качестве оберега, чем объясняется его изображение в узорах свадебных полотенец, настольников, рубах. Особое место на поле рушника занимал текст, монограмма, литера. Тексты на рушниках были самые разнообразные: « На дорогую память пошила рушник», «Встану раненько, умоюсь беленько», «Где любовь там и бог». Иногда на изделиях указывалось имя вышивальщицы, например: «Вышила Шура». На многих рушниках – монограммы. Это не всегда инициалы автора. Мастера выбирали просто понравившиеся буквы. На богатых изделиях монограммы нередко украшались венками и коронами многообразной конфигурации . Иногда на рушниках помещался год изготовления. Анализируя информацию полученную из исторических источников и ту которую мы получили от информантов проживающих в Абинском районе Краснодарского края, мы можем сказать, что орнаментика народного искусства со временем в значительной степени утрачивала своё древнее значение, выполнялась новыми образами и символами; на первое место выходила её декоративная функция. В соответствии с собственными потребностями и вкусами; веяниями изменчивой моды, вышивальщицы, стремясь добиться повышенной выразительности своих произведений, широко вводили новые элементы в иконографию, расширяя традиционные рамки народного искусства. Какие – то элементы народного искусства постоянно отмирают, другие нарождаются и постепенно приобретают традиционные формы. В ходе этнографической экспедиции мы обнаружили вышивальщиц от 1925 года рождения и моложе, работы промежутка 1930 – 80 годов. В Мингрельском музее нам удалось ознакомиться с мужской сорочкой 1905 года исполнения, из белой льняной ткани с символической вышивкой по воротнику и застежкой в виде ромба заключенного в орнамент Вифлеемской звезды. Здесь же в музее нам показали фотографию семьи Неленевых, 1932 г. ст. Мингрельская, где присутствует казак в вышитой праздничной косоворотке. Вышивка расположена по воротнику, разрезу застежки, низу рукавов и рубахи, рисунок растительный с геометрическими элементами. Уже много лет хранится свадебный наряд Мингрельской казачки Ходус 1912 – 1913 г. сшитый и вышитый местной портнихой. Работ более раннего периода не сохранилось ни в музее, ни у населения. Все информанты уже преклонного возраста, а своим мастерством с детьми они всегда готовы поделиться. Наша задача, чтобы не утратить нитей народного мастерства, возродить обучение мастерству вышивки от бабушки – внучке, от поколения – поколению донести традиционную вышивку, её основные функции до наших внуков. Сравнивая орнаменты обрядовых и бытовых исторических предметов, 18 века и вышитых предметов конца 19 – 20 веков представленных информантами, мы можем отметить, что вышивки последних лет не несут уже ту чёткую информацию через орнамент и символы, а всё большее отдаётся предпочтение декоративной функции предметов, забывая постепенно о традиционных первоначальных назначениях и информации. В результате встреч с мастерами народного искусства подтверждались выше описанные в литературе обрядовая и бытовая функции вышивки на Кубани. Каждая встреча это отдельная судьба, а вместе взятые, один женский образ труженицы, мастерицы, рукодельницы, хранительницы домашнего очага и уюта, женщины – матери хранительницы народных обычаев и традиций. В основном это женщины, перенёсшие на своих плечах тяжести и испытания войны, лишения, голод, холод, но даже в такой тяжёлый период жизни, они уставшие от работы при лучинке или свечке находили силы и вдохновение вышивать, украшать свой быт и не забывать тот вековой опыт, что переходит из поколения в поколение, народное искусство, обычаи, традиции кубанского народа. Все женщины нас радушно принимали, делились воспоминаниями, жизненным опытом, охотно рассказывали и показывали основные приёмы вышивки, которыми они пользуются при работе. В результате исследования мы видим, что в основном это гладь «верхошов», крест, крест болгарский, строчевая вышивка, машинная вышивка. При вышивке крестом использовались красный, чёрный и синий цвета, а в цветной вышивке все цвета радуги. На фотографиях прилагающихся в этой работе мы можем увидеть настоящие произведения народного искусства. В результате исследования мы можем выделить бытовые функции вышивки, это непосредственно к предмету декоративная функция. Чаще всего вышивались полотенца, скатерти, платки, одежда, занавеси, пастельное белье. А вот когда эти вещи вышивались с определёнными орнаментами, символами, они уже несли в себе обрядовые функции, к примеру, свадебные, похоронные, поминальные, обереги, которые использовались в совершении обряда, хранились и передавались из поколения в поколение. В результате исследования, сопоставляя собранный материал и сегодняшнюю действительность можно с уверенностью сказать, что современная молодежь благодаря литературе, родителям, народным мастерам, знают и понимают обычаи и традиции кубанского народа, дети овладевают народным искусством, в кружках, у мастеров, а это значит, что истоки не будут забыты, а будут возрождены и сохранены для будущих поколений. Мы со своей стороны, пропагандируем искусство народной вышивки, обряды, традиции, участвуя в демонстрациях моделей, разыгрывая обряды русского и кубанского народа. Мы постараемся привлечь к овладению искусством вышивки как можно больше девочек. Организовать серию выставок искусства народных мастеров уже нам известных и продолжить поиск талантливых людей, с которыми мы ещё не знакомы, а такие перспективы есть. Свои материалы исследований мы можем предложить для использования на уроках кубановедения, изо, трудовое обучение, в мероприятиях казачьей республике нашей школы. Мы будем продолжать работу с уже известными нам мастерами, приглашать их на встречу с ребятами, народные праздники и на их жизненном опыте воспитывать патриотические чувства у современной молодёжи. В своей работе мы рассматривали опыт вышивальщиц 1925 – 1948 годы рождения, за рамками исследования осталась возрастная группа 1960 – 1995г. над, чем еще следует поработать. Исследуемая тема работы интересна, многогранна, актуальна и есть еще мало изученные направления в вышивке, которые могут вызвать интерес у современной молодежи. Мы предполагаем, что сможем, рекламируя свое творчество и народных мастеров привлекать молодежь нашей станицы к освоению народной вышивки, и не дадим бесследно исчезнуть этому древнему искусству, которое несет радость, красоту, уют в наши дома. И гордость за наш творческий народ.


 
 

Работы Т.А. Пятибратовой рушники, наволочки, детский уголок 60 – 80г.
Божники работа Т.А.Пятибратовой 1956г.


В.С. Кнуренко за любимым занятием ст. Мингрельская 2005г.


Наволочки работа В.С. Кнуренко 50 -  70г.


Панно птица с розами работа В.С. Кнуренко 1976г.


Встреча участниц коллектива «Кудесница» сош №6 ст. Мингрельской с З.И.Грициной
мастерицей хутора Аушедз Абинского района.



 Демонстрация моделей костюмов детьми творческого коллектива «Кудесница» 2004г.
«Русь избяная» ст. Мингрельская.



Использование рушников в свадебном обряде при встрече молодых родителями жениха
ст. Мингрельская 1984г.



Работа А.В.Ротковой блуза 1985г., рушник 1955г.,настольник 1950г.


Ст. Мингрельская семья Неленевых использование вышивки в одежде.


 Работы Н.А. Шинкаревой, рушник 1964г., настольник 1948г. ст. Мингрельская. 


Дорожки выполненные Н.В. Хотько ст. Холмская 48 – 50г.



Дорожка, работа Н.В. Хотько ст. Холмская 1953г.


Картины выполнены вышивкой крестом Н.В. Хотько ст. Холмская 1961г. 
Рушники выполнены крестом Л.И. Сивокозовой
ст. Мингрельская 58 – 60г.
|||
close