1


Содержание……………………………………………………......1 Введение…………………………………………………………...2

1. Обрядовая и бытовая функции вышивки на Кубани……......4

1.1. Немного из истории вышивки………………………………4

1.2. Поисково-исследовательская работа в станице Мингрельской и Холмской………………………………………5

Заключение………………………………………………………12

Список источников и используемой литературы.......................14

Приложения……………………………………………………...15

Полевой дневник исследователя


Введение.

Народное декоративно – прикладное искусство является лишь частью общей системы традиционной культуры любого народа.

Изучение и освоение народного искусства требует глубокого понимания его сущности и специфики. Знания основных его функций: этической, обрядовой, бытовой, эстетической, воспитательной, познавательной и др.и это освоение должно непременно идти в единстве видов и жанров: пения, танца, игры, пословицы, рассказа, стихов, вышивки и т.д. Всё это в совокупности формулирует в детях с ранних лет представление о целостной картине мира.

В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиций от поколения к поколению, необходимо использовать разнообразные формы образования, воспитания, в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление молодёжи, развить их трудовые навыки и умения.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы изучить, исторические материалы, литературу, собрать информацию о бытовой и обрядовой функции вышивки на Кубани. Познакомиться с народными обычаями, традициями славянского и кубанского народа через вышитые одежду и предметы быта. Пронаблюдать, как менялась народная вышивка и ее функции на протяжении веков, и какие ее приемы применяются, по сей день в современной жизни.

Задачи работы, привить интерес к культуре своего народа и любовь к Родине, уважение к истории. Осуществить поисково-исследовательскую работу с жителями станиц Мингрельской, Холмской для получения информации о культуре, традициях, обрядовой и бытовой функциях вышивки народов данной местности и исторически сохранившихся вещей.

В первой главе «Обрядовая и бытовая функции вышивки на Кубани» мы рассматриваем вопросы истории вышивки на Кубани наиболее подробно и ярко описанные Е.Г.Вакуленко, Н.И.Бондарь, Н.А.Ганчур «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», Т.И.Еременко« Художественная обработка материалов», О. Маревой « Из глубины веков».

Во второй главе «Поисково-исследовательская работа в ст.Мингрельской и ст. Холмской» мы изучаем материалы собранные в ходе полевых исследований в 2004 - 2005 годах. Следует отметить, что все информанты уже пожилого и преклонного возраста и если мы сегодня не изучим традиции своего народа, приемы традиционной вышивки Кубанских мастериц, то через несколько лет может нарушиться взаимосвязь потомки – предки, прошлое – настоящее и нашим детям некому будет рассказать об обычаях, традициях и поделиться секретами народного мастерства.

В заключении сделаны основные выводы и намеченные перспективы продолжения данной работы, а также использования материалов.

В приложении помещены фото – документальные материалы, собранные в результате поисковой работы.

В данной работе мы изучили исторические материалы и литературу с XVIII века, со времени заселения Кубани восточными украинцами и народами южной России, по сегодняшние дни, через воспоминания информантов. Считаем, что данная тема многогранна, актуальна, до конца не изучена и есть еще перспективы работы с жителями не только станиц Мингрельской и Холмской, но также других станиц Абинского района, так как в них сохранились традиции и обычаи, исторические материалы жителей Кубани, которые необходимо сохранить для будущих поколений.


1.Обрядовая и бытовая функции вышивки на Кубани.

1.1.Немного из истории вышивки.

Мы прочитали много литературы, чтобы больше узнать об истории вышивки, её возникновении, назначении, традиционных узорах применяемых в изделиях с древних времён до наших дней.

Из статьи Э.Н. Литвинец «Из глубины веков мы узнали о возникновении вышивания и его распространении по миру».

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

До конца XVIII в. вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремёсел вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивательного искусства с художественными своеобразными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XVIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постоянно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, совершенством пропорций, гармоничностью сочетания цветов, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходящей с Запада.

Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры – восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных. На примере народного искусства Кубани, в частности вышивки, мы прослеживаем процесс взаимовлияния культур и связь с фольклорными традициями.

На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Об этом очень подробно описывается в книге Н.А. Гангур «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани», на странице 4 говориться, что вышивали по целой ткани различными «верхошвами» - крестом, гладью (счётной, позже свободной) и прозрачными строчевыми швами по разреженной предварительно ткани – белая строчка или шитьё по выдергу. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом, нередки изделия, выполненные болгарским крестом. Из этой же книги мы узнали, что в первой половине XX века вышивка крестом стала преобладающей, широкое распространение получили крестовые узоры, печатавшиеся в специальных альбомах, (издававшихся в Москве, Киеве и других городах), в приложениях к журналам «Нива», «Родина». Эта печатная продукция, по мнению исследователей (Г.С. Масловой, И.П. Работновой, В.Я. Яковлевой) оказала негативное воздействие на крестьянскую вышивку.

Украшение вышивкой одежды и вещей быта – органическая черта народного декоративно – прикладного искусства. Утилитарные предметы, украшенные вышивкой, являются основным источником нашего исследования.

1.2.Поисково-исследовательская работа в ст. Мингрельской и ст. Холмской.

Занимаясь в творческой группе «Кудесница» мы при подготовке к демонстрации моделей одежды, или традиционных народных обрядов обязательно знакомимся, изучаем особенности быта, одежды, традиций тех народов, с которыми связан наш показ. Посещаем музеи, изучаем литературу, встречаемся с мастерицами, старожилами станицы, района, полученную информацию и знания применяем при изготовлении декорации, одежды, отделки, сценария, стараясь сохранить традиционные особенности данного народа и внести что - то новое свое, так как общество, развиваясь, вносит новые черты. Наша деятельность остается в сердцах и душах наших сверстников, станичников, приобщает к истории и культуре Кубани, учит бережно относиться к наследию наших предков, чтобы сохранить для будущих поколений.

В этот раз поисково – исследовательская работа осуществлялась в конце 2004г. начале 2005г. Проводили сбор материала по вышивке на Кубани ее бытовой и обрядовой функции ученицы 10 класса МОУ сош №6 Гребенюк Анна и Шамрай Анна под руководством учителя трудового обучения Григоренко Г.М. Нами были установлены мастера и адреса их проживания, в ст. Мингрельской это Татьяна Андреевна Пятибратова, Нона Андреевна Шинкарева, Лидия Ивановна Сивокозова, Александра Васильевна Роткова, Валентина Стефановна Кнуренко, Григоренко Надежда Ильинична, Мария Ивановна Канцидал, на хуторе Аушедз - Зинаида Ивановна Грицина, в станице Холмской Надежда Васильевна Мирошниченко и Нина Васильевна Хотько.

Мы посетили выше перечисленных мастериц, познакомились с ними и их творчеством, пробовали освоить традиционную технику вышивания этих мастеров. Встречи с ними проходили в теплой, доброжелательной обстановке, они охотно рассказывали о своей жизни, о существовавших в их годы обрядах и традициях, показывали свои работы и демонстрировали тонкость своего мастерства.

В результате исследования мы выяснили, что вышивка один из самых интересных и распространенных видов декоративно – прикладного искусства. Ею можно украсить свой быт, одежду, салфетки, традиционные свадебные и кухонные полотенца, панно, наволочки и диванные подушки. Душевное тепло идущее от этих вышитых изделий передается другим людям. Необходимо отметить, что все мастера, вспоминая свою биографию, говорили, что девочки с раннего возраста обучались рукоделию. Специально их не учили, дети обучались, наблюдая за работой родителей в семье, или друг от друга на посиделках и многое осваивали самостоятельно. Они и сейчас так говорят: « А что тут сложного – бери и вышивай». А.В. Мордина вспоминает, что вышивке ее учили и мама, и тетя, и все село. Считалось, что девочка должна обучаться рукоделию с раннего возраста, чтобы быть хорошей хозяйкой и приготовить себе приданное к свадьбе. В приданное включались: рубаха мужская и женская, рушники, наволочки, занавески, платки, подзоры. (5,с.6)

Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Издавна полотенцу отводилась особая роль. Считалось, что узоры, вышитые по белому полотну обладают благотворной силой. В праздники и торжественные дни самые красивые полотенца развешивались вдоль стен, вешали на окна, божницу. Не менее 40 полотенец припасали невесты к свадьбе. Полотенцами украшали свадебные поезда. Особую роль играли полотенца в родильных и крестильных обрядах. А когда человек умирал, полотенцем покрывали гроб и на полотенцах же спускали его в могилу. В дни поминовения полотенце вывешивали за окно, чтобы помочь умершим по нему попасть в дом.(8 с.40). В наше время полотенце выполняет главным образом свою утилитарную роль, и лишь в станицах ещё соблюдаются обрядовые функции вышитых предметов, о чём свидетельствуют воспоминания информантов (5,6,8,9).

Из исторических и литературных источников мы узнали, что длина полотенец была от 2 до 4 м., ширина 36 – 40 см. Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. Обычно одаривание происходило в специально назначенный день, который так и назывался – «день рушников». К этому времени в доме невесты собираются её родственники и близкие знакомые, являются с женихом и старосты. «Невеста раздаёт подарки свёкру и свекрови, «боярину» и «дружке» - по платку, «старостам» - по рушнику (утиральнику)». Жениху она сама перевязывает руку платком, а старосты перевязываются через правое плечо рушниками.(8, с.9)

Рушник служил поясом невесте во время венчания. Перед выходом в церковь невесте давали в руки икону и полотенце.

На полотенце родители подносят хлеб – соль жениху и невесте. Основными узорами вышивки на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и коронами. Все ритуалы свадьбы были связаны с двумя основными целями – охрана от зла и обеспечение молодым благополучной жизни и продолжения рода. Свадебные полотенца бережно сохранялись и передавались от матери к дочери из поколения в поколение.

Обычно в доме имелось около 30 вышитых рушников. Рушник для новобрачных – им пользовались молодожёны в первые дни. Два рушника для будущих малышей: для мальчика – с геометрическими орнаментами, для девочки с растительным.

Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу и две полоски синего и красного цвета. Иногда вышивали голову лошади или подкову.

Для жатвы изготавливался очень длинный рушник (3,5м.) разделённый по ширине рядом тканых полосок; концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колоссами и т.п. Небольшой, но красивый рушник со стилизованными вазочками или чайниками предназначался для обеденного стола.

Приведёнными примерами далеко не исчерпывается всё многообразие и функциональность назначение вышитых полотенец в крестьянском быту. Часто роль похоронных играли свадебные полотенца.(8,с.15)

Скатерти – настольники, также имели широкое хождение в быту. Настольники украшались вышивкой вдоль их узких сторон, а на особо богатых праздничных изделиях по центру декорировались узкой вышитой или кружевной каймой.

Скатерти для повседневного пользования, изготавливались из грубого конопляного полотна и украшались очень скромно. Праздничные и свадебные настольники шились из лучшего, отбеленного конопляного или льняного холста и богато декорировались вышивкой, кружевом.

Подзоры встречались в казачьем быту намного реже. Они, как правило, украшали интерьер избы в северных губерниях и были менее характерны для крестьянской хаты южнорусских губерний. Подзор – полоса из конопляной или другой хлопчатобумажной ткани размером от 30 до 50 см. по ширине и 1,80 – 1,95 см. по длине – пришивался к краю простыни. Обычно он украшался ручным или фабричным кружевом, в сочетании с вышитым по нижнему краю орнаментом из геометрических, растительных элиментов.

Вышивкой украшали женские и мужские рубахи. Украшали рубахи вышивкой по низу, по краям рукавов, - по вороту и на груди. Нагрудная вышивка располагалась узкой полоской вдоль бокового разре6за, в виде двух, более или менее широких полос по бокам прямого разреза или делалось широкое («манишка») и сочеталась с боковым разрезом ворота или с прямым («пазушник», накладывался на прямой разрез). Низ декорировался не всегда.(4с.15) Характер орнаментации геометрический: ромбы, кресты, розетки и т. д.

Свадебную рубаху («счастливую сорочку») жениху шила сама невеста и передавала её обычно на кануне венчания или во время «зарученья».

Длинная рубаха с рукавами являлась основной частью женского костюма (рис.7). рубахи украшались вышивкой: будничные очень скромно, а праздничные и особенно свадебные отличались богатой орнаментировкой. Особенно пышно декорировали рукава, меньше – разрез ворота и подол.

Народную вышивку нельзя анализировать отдельно от материала, техники, назначения предметов. Абстрагируясь от этого блока взаимосвязанных компонентов, мы рассматривали функции вышивки изделий со стороны характера изображенных на них мотивов. Птица – один из наиболее распространённых и любимых образцов народного творчества. В основном изображения птиц встречаются на концах полотенец, имевших обрядовое значение и, в первую очередь свадебных. И это не случайно. Образ птицы полисемантичен и в фольклоре, и в орнаменте. Птица считалась в древности посланницей солнца, посредником между небом и землёй(4 с.21). Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и её детей. В народном искусстве пара птиц – символ любви, счастья. На свадебных полотенцах часто изображались две птицы по сторонам куста. В народных представлениях голубь – чистая, святая, божья птица. Он был принят христианством в качестве эмблемы Святого Духа.

Ласточка – редкий мотив в кубанской вышивке. В украинской песне эта птица уподобляется Божьей матери, - вестник добра, счастья, домашнего уюта.

Жаворонок – вестник весны. Образ этой певчей птички использовался в весенней обрядности (4 с.23).

В кубанской вышивке встречается изображение насекомых. Наибольшим почтением окружены скорпион, бабочка и пчела. В народных представлениях русских и украинцев с бабочкой связывают, прежде всего, представления о душе.

Растительные мотивы занимают центральное место в кубанской вышивке.(рис.)10 Распространён был мотив вазона, имеющий такие же древние истоки, как и дерево жизни . Дерево жизни - несло прямые функции – оно изображало божественное дерево ,от которого зависело произрастание трав , хлебных злаков ,деревьев и «раст» самого человека. На Кубани отмечена традиция украшения дерева. Изображение «дерева жизни» по народным представлениям, имело магическую силу – приносить счастье, искоренять зло, всякую ворожбу.

Довольно часто на вышитых изделиях – полотенцах, настольниках, рубахах, фартуках – встречается мотив изогнутой ветви, характерный для вышивки XIX в.

Калина, рябина, связаны с символикой любви и брака.

Виноград символизировал хорошую, счастливую жизнь. Цветы в самых разнообразных комбинациях занимали центральное место в вышивке. Роза выполняла роль оберега у украинцев. Роза – любовь, красота, совершенство, изящество, радость, пышность и т.п. Они представлены в вышивке рушников, настольников, подзоров, женских рубах.

Лилия, как и роза, - распространены мотив в кубанской вышивке. Это таинственный цветок символизировал чистоту, непорочность. В христианстве лилия является атрибутом некоторых святых, а также связывает с невинностью Девы Марии.

Самые ранние по происхождению: в их основе – геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки и т. д. повторяющиеся по полотну. По мнению ряда исследователей, геометрический орнамент своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия.

Геометрический орнамент в кубанской вышивке не получил такого широкого распространения, как орнамент растительных форм. Крестовой орнамент в вышивке использовался и в качестве оберега, чем объясняется его изображение в узорах свадебных полотенец, настольников, рубах.

Особое место на поле рушника занимал текст, монограмма, литера. Тексты на рушниках были самые разнообразные: « На дорогую память пошила рушник», «Встану раненько, умоюсь беленько», «Где любовь там и бог». Иногда на изделиях указывалось имя вышивальщицы, например: «Вышила Шура».

На многих рушниках – монограммы. Это не всегда инициалы автора. Мастера выбирали просто понравившиеся буквы. На богатых изделиях монограммы нередко украшались венками и коронами многообразной конфигурации . Иногда на рушниках помещался год изготовления.

Анализируя информацию полученную из исторических источников и ту которую мы получили от информантов проживающих в Абинском районе Краснодарского края, мы можем сказать, что орнаментика народного искусства со временем в значительной степени утрачивала своё древнее значение, выполнялась новыми образами и символами; на первое место выходила её декоративная функция. В соответствии с собственными потребностями и вкусами; веяниями изменчивой моды, вышивальщицы, стремясь добиться повышенной выразительности своих произведений, широко вводили новые элементы в иконографию, расширяя традиционные рамки народного искусства. Какие – то элементы народного искусства постоянно отмирают, другие нарождаются и постепенно приобретают традиционные формы.

В ходе этнографической экспедиции мы обнаружили вышивальщиц от 1925 года рождения и моложе, работы промежутка 1930 – 80 годов. В Мингрельском музее нам удалось ознакомиться с мужской сорочкой 1905 года исполнения, из белой льняной ткани с символической вышивкой по воротнику и застежкой в виде ромба заключенного в орнамент Вифлеемской звезды. Здесь же в музее нам показали фотографию семьи Неленевых, 1932 г. ст. Мингрельская, где присутствует казак в вышитой праздничной косоворотке. Вышивка расположена по воротнику, разрезу застежки, низу рукавов и рубахи, рисунок растительный с геометрическими элементами.

Уже много лет хранится свадебный наряд Мингрельской казачки Ходус 1912 – 1913 г. сшитый и вышитый местной портнихой. Работ более раннего периода не сохранилось ни в музее, ни у населения.

Все информанты уже преклонного возраста, а своим мастерством с детьми они всегда готовы поделиться. Наша задача, чтобы не утратить нитей народного мастерства, возродить обучение мастерству вышивки от бабушки – внучке, от поколения – поколению донести традиционную вышивку, её основные функции до наших внуков. Сравнивая орнаменты обрядовых и бытовых исторических предметов, 18 века и вышитых предметов конца 19 – 20 веков представленных информантами, мы можем отметить, что вышивки последних лет не несут уже ту чёткую информацию через орнамент и символы, а всё большее отдаётся предпочтение декоративной функции предметов, забывая постепенно о традиционных первоначальных назначениях и информации.


Заключение.

В результате встреч с мастерами народного искусства подтверждались выше описанные в литературе обрядовая и бытовая функции вышивки на Кубани. Каждая встреча это отдельная судьба, а вместе взятые, один женский образ труженицы, мастерицы, рукодельницы, хранительницы домашнего очага и уюта, женщины – матери хранительницы народных обычаев и традиций. В основном это женщины, перенёсшие на своих плечах тяжести и испытания войны, лишения, голод, холод, но даже в такой тяжёлый период жизни, они уставшие от работы при лучинке или свечке находили силы и вдохновение вышивать, украшать свой быт и не забывать тот вековой опыт, что переходит из поколения в поколение, народное искусство, обычаи, традиции кубанского народа.

Все женщины нас радушно принимали, делились воспоминаниями, жизненным опытом, охотно рассказывали и показывали основные приёмы вышивки, которыми они пользуются при работе. В результате исследования мы видим, что в основном это гладь «верхошов», крест, крест болгарский, строчевая вышивка, машинная вышивка. При вышивке крестом использовались красный, чёрный и синий цвета, а в цветной вышивке все цвета радуги.

На фотографиях прилагающихся в этой работе мы можем увидеть настоящие произведения народного искусства.

В результате исследования мы можем выделить бытовые функции вышивки, это непосредственно к предмету декоративная функция. Чаще всего вышивались полотенца, скатерти, платки, одежда, занавеси, пастельное белье. А вот когда эти вещи вышивались с определёнными орнаментами, символами, они уже несли в себе обрядовые функции, к примеру, свадебные, похоронные, поминальные, обереги, которые использовались в совершении обряда, хранились и передавались из поколения в поколение.

В результате исследования, сопоставляя собранный материал и сегодняшнюю действительность можно с уверенностью сказать, что современная молодежь благодаря литературе, родителям, народным мастерам, знают и понимают обычаи и традиции кубанского народа, дети овладевают народным искусством, в кружках, у мастеров, а это значит, что истоки не будут забыты, а будут возрождены и сохранены для будущих поколений.

Мы со своей стороны, пропагандируем искусство народной вышивки, обряды, традиции, участвуя в демонстрациях моделей, разыгрывая обряды русского и кубанского народа.

Мы постараемся привлечь к овладению искусством вышивки как можно больше девочек.

Организовать серию выставок искусства народных мастеров уже нам известных и

продолжить поиск талантливых людей, с которыми мы ещё не знакомы, а такие перспективы есть.

Свои материалы исследований мы можем предложить для использования на уроках кубановедения, изо, трудовое обучение, в мероприятиях казачьей республике нашей школы.

Мы будем продолжать работу с уже известными нам мастерами, приглашать их на встречу с ребятами, народные праздники и на их жизненном опыте воспитывать патриотические чувства у современной молодёжи.

В своей работе мы рассматривали опыт вышивальщиц 1925 – 1948 годы рождения, за рамками исследования осталась возрастная группа 1960 – 1995г. над, чем еще следует поработать. Исследуемая тема работы интересна, многогранна, актуальна и есть еще мало изученные направления в вышивке, которые могут вызвать интерес у современной молодежи.

Мы предполагаем, что сможем, рекламируя свое творчество и народных мастеров привлекать молодежь нашей станицы к освоению народной вышивки, и не дадим бесследно исчезнуть этому древнему искусству, которое несет радость, красоту, уют в наши дома. И гордость за наш творческий народ.


Список использованных источников и литературы.

1.Бабенчиков М. В. Народное декоративное искусство Украины и его мастера. М.1945

2. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М. 1972

3. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Издательство «Кубанькино», К.2003

4.Гангур Н. А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани.

«Советская Кубань» К. 1999.

5. Ерёменко Т.И. Художественная обработка материалов. Просвещение 2000

6. Корсакова Н.А. Материальная культура казачьего населения Кубани во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.// По страницам истории Кубани: Краевед.очерки. К. 1993

7. Маслова. Г. С. К методике полевого изучения орнамента // Полевые исследования института этнографии . М. 1979

8. Морева .О. Вышиваем красоту. Просвещение 1996

9. Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов: Избр. Труды. М. 1996

10. Полевой дневник исследователя (П.Д.) №1 Этнографическая экспедиция в ст. Мингрельской, Холмской 2004- 2005

11. ПД №1 ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004 – 2005

Инф. Григоренко Н.И. (1930 г. р.)

12. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Грицина З.И. (1948 г. р.)

13. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Канцидал М.И.(1925 г. р.)

14. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Кнуренко В.С.(1929 г. р.)

15. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Мирошниченко (1928 г. р.)

16. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Пятибратова Т.А.(1940 г. р.)

17. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Роткова А.В.(1937 г. р.)

18. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Сивокозова Л.И. (1939 г. р.)

19. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Хотько Н.В. (1926 г. р.)

20. ПД №1ЭЭ (МОУ сош №6) – 2004- 2005

Инф. Шинкарева Н.А. (1930 г. р.)

I.Приложение.




  1. В гостях у Т.А.Пятибратовой на фоне ее работ ст. Мингрельская 2004г.





  1. Работы Т.А. Пятибратовой рушники, наволочки, детский уголок 60 – 80г.


II.


 


  1. Божники работа Т.А.Пятибратовой 1956г.




 


  1. В.С. Кнуренко за любимым занятием ст. Мингрельская 2005г.


III.



  1. Наволочки работа В.С. Кнуренко 50 -70г.



  1. Панно птица с розами работа В.С. Кнуренко 1976г.


IV.



 


  1. Встреча участниц коллектива «Кудесница» сош №6 ст. Мингрельской с З.И.Грициной мастерицей хутора Аушедз Абинского района.





2. Демонстрация моделей костюмов детьми творческого коллектива «Кудесница» 2004г. «Русь избяная» ст. Мингрельская.


VI.





1.Использование рушников в свадебном обряде при встрече молодых родителями жениха ст. Мингрельская 1984г.





2.Работа А.В.Ротковой блуза 1985г., рушник 1955г.,настольник 1950г.

VII.





Ст. Мингрельская семья Неленевых использование вышивки в одежде.


VIII.





1. Работы Н.А. Шинкаревой, рушник 1964г., настольник 1948г. ст. Мингрельская.




1. Дорожки выполненные Н.В. Хотько ст. Холмская 48 – 50г.



 


  1. Дорожка, работа Н.В. Хотько ст. Холмская 1953г.


XI.


  1. Картины выполнены вышивкой крестом Н.В. Хотько ст. Холмская 1961г.


Рушники выполнены крестом Л.И. Сивокозовой ст. Мингрельская 58 – 60г.