Очерк 5. Храм ст. Мингрельской.
 

«Первопоселенцы прибыли на правый приток реки Абина весной 1863года. Перед ними встало множество проблем: заготовка сена и дров на зиму, строительство домов, но в первую очередь нужно было подумать о храме. 12 сентября 1863 года на общем собрании решили «устроить в станице Молитвенный дом во имя Святого Дмитрия Мироточивого» (святого мученика Дмитрия Солунского, день памяти – 26 октября (8 ноября). 26 сентября начали строительство ". Первым священником стал Димитрий Хомяков. Но церковь в горах просуществовала недолго, и в разобранном виде была перенесена на новое место – в долину реки Сухой Аушедз. «Новая «Димитриевская церковь построена в 1871 г. на средства войска (9150 р.) и прихожан (7350 р.), в 1884 г. значительно расширена; деревянная. Придел - во имя св. Феодосия Черниговского. Состав причта (с 1901 г.); 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Войсковое жалованье: первому священнику 200 р. 70 к., обоим псаломщикам по 51 р. 42 к. Причтовой земли 133 десятины, не вся удобна благодаря кустарникам; на участке - 5 домов, небольшой сад и огород. Оба священника и один псаломщик помещаются в церковных домах; диакон имеет квартиру при церковно-приходской школе (мужской). Министерские училища: 2-классное и одноклассное иногороднее. Церковно-приходских школ 2: мужская и женская. Помещаются обе в церковных зданиях. В женской школе две классных комнаты и квартира для учителя о 2-х комнатах»


Сохранилась фотография Димитровской церкви (1871 г.)


Димитровская церковь, построенная в 1871 году. Ст.Мингрельская.
 
«Рядом с церковью находился бассейн. Этот бассейн был заложен при строительстве церкви, в него по водосточным трубам собирали дождевую воду. На фотографии видно, что церковь была огорожена забором и перед входом располагались деревянные, грубо сколоченные столы. На этих столах располагали и свой товар карамельщицы. Они продавали петушков, зайчиков, перчики на палочке, пряники и другие сладости. Если внимательно присмотреться, то над входом в церковь можно увидеть квадратные часы. Церковный сторож звонил в колокол в определенное время, сверяясь с этими часами».  В 1937 году церковь была разобрана, часть икон была уничтожена, но часть икон и церковной утвари местные жители сохранили. В настоящий день церковь открыта в здании бывшей начальной школы и освящена так же в честь святого Димитрия Солунского 

Храм Димитрия Солунского в здании старой школы. 
Службу в храме ведет отец Александр Облаухов.
По архивным данным, он установил фамилии бывших священников храма: Димитрий Хомяков (с 1863 г.), Иоанн Сретенский (1881-1892 гг.), Димитрий Руднев (1890-1911 гг.), Димитрий Посельский (1901 гг.), Виталий Ермолаев (1906-1911 гг.), Николай Лещенко (1911-1917 гг.), Николай Борисоглебский (1913-1919 гг.), Николай Ермолаев (1913 -1917 гг.), Василий Никульчев (1917 г.), Иоанн Семёнов (1917 г.), Фёдор Делавериди (1917-1920 гг.), Андрей Пашин (1919-1920 гг.), Александр Богданов (1920 - ?), Димитрий Покровский (?).
В храм возвращаются святыни и церковная утварь. В 2007 году Макаренко Дмитрий Сергеевич принес напрестольный крест, с которым совершали службу батюшки еще в разрушенной церкви, возвращена и старинная напрестольная лампада.

 Напрестольный крест.                                                    Лампада.                     
В нашей станице сохранилась храмовая икона Великомученика Димитрия Солунского и недавно была возвращена в храм


Храмовая икона Великомученика Димитрия Солунского

Удивительна история возвращения иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»:

«Наша станица была оккупирована 1943 году. В дом к Иващенко Марии Григорьевне, муж которой (Иващенко Никифор Алексеевич) воевал на Украинском фронте в мотопехоте, были поставлены на постой румыны, выступавшие на стороне Гитлеровской Германии. Так как они являлись православными, то обратили внимание на прекрасную икону «Покрова Пресвятой Богородицы», но, понимая, что отнять такую святыню – грех, стали просить отдать им икону и обещали за неё в это голодное время мешок зерна. Мария Григорьевна, бедствовавшая, как и все жители в то время, обратилась к совести солдат и объяснила им, что это та икона, перед которой она молится о спасении своего мужа-солдата, и если она отдаст её, то муж погибнет. Оценив чувства русской женщины, враги не посмели отобрать икону. Видимо, молитвы перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» были не напрасны: её муж был тяжело ранен в боях под Белой Церковью, но, став инвалидом, все же вернулся домой живым. Они прожили долгую счастливую жизнь, после их смерти свято почитаемая икона перешла к дочери Екатерине Никифоровне Иващенко (в замужестве Петриченко), проживающей в Краснодаре. Когда дочь Екатерины Никифоровны (Наталья Борисовна) выходила замуж в Волгоград, то мать этой иконой благословила её. Икона находилась в доме молодых несколько лет, но однажды без видимых причин стекло лопнуло на мелкие части и выпало. После того, как было вставлено новое стекло, произошло то же самое. Тогда Наталья Борисовна посоветовалась со священником, и он, осмотрев икону, сообщил Наталье Борисовне, что это не домовая икона. Он посоветовал вернуть её в храм, которому она принадлежала. Наталья Борисовна принесла икону в храм города Волгограда отцу Владимиру Олесенко, рассказав, что икона была в свое время спасена от уничтожения в станице Мингрельской Абинского района Краснодарского края. Отец Владимир привез икону благочинному Горячеключевского района отцу Михаилу Спицину (ныне покойному). Тот в свою очередь передал её отцу Алексею- настоятелю храма станицы Ильской, откуда, наконец, 4.09.2008 года икона «Покрова Пресвятой Богородицы» вернулась в наш возродившийся храм».


Икона «Покрова Пресвятой Богородицы»

В настоящее время усилиями протоирея Александра, настоятеля храма, наших прихожан и других неравнодушных людей начата подготовка к строительству нового храма. Пока новый храм только на бумаге, но Бог даст и общими усилиями в нашей станице будет построен новый храм


Макет нового храма

 Содержание 

Очерк 1. Официальные символы ст. Мингрельской……………………
Очерк 2. Основание станицы Мингрельской……………………………….
Очерк 3. Георгиевский крест…………………………………………...........
Очерк 4. Эконом. и социал. устройство ст. Мингрельской.......  
в конце XIX – начале XX вв…………………....................................

Очерк 5. Храм ст. Мингрельской………………………………………………
Очерк 6. Народное образование………………………………………………
Очерк 7. «Мы старый мир разрушим, а потом …»……................
Очерк 8. Коллективизация и колхозное движение в................
ст. Мингрельской…………………………………………..............................

Очерк 9. Годы тяжких испытаний………………………………………………
Очерк 10. Звезда Героя………………………………………………..............     
Очерк 11. В наши дни............................................................................

|||
close