фонтан души
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани Секция: «Краеведение» Летопись школы станицы Мингрельской
Автор: Ильичева Маргарита Александровна, 9 класс, МБОУ СОШ № 6, Абинский район, станица Мингрельская
Научный руководитель: Канцидал Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 6, Абинский район, станица Мингрельская
ст. Мингрельская 2015 год

Введение
Детство и Школа…
Эти понятия неразделимы, так как большую часть детства ребенок проводит в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь. Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость. Именно сейчас необходимо позаботиться о создании исторического архива школы, где отразится не только прошлая, но и настоящая жизнь школы.
   На сегодняшний день в школе обучается 493 учащихся и работают 33 педагога. Данный факт стал значимым стимулом для написания летописи родной школы. Параллельно с исследовательской работой началась работа по сбору материалов для школьного музея, где имеется экспозиция по истории школы. Определили цель исследования: записать летопись мингрельской средней школы, выяснить роль школы в истории района, выделить её общественное значение в Мингрельском сельском поселении.
   Поставлены следующие задачи для её достижения: 
   Провести исследование по истории мингрельской средней школы;  Провести анализ фондов школьных архивных материалов.  Записать воспоминания бывших выпускников школы.  Систематизировать собранный материал и сделать правильные выводы.  Сохранить память о педагогах школы, работавших в те или иные времена и донести до современников значимость работы. Объектом исследования стала история образования в станице, в частности мингрельской средней школы № 6. Предметом - сохранение школьных традиций, как условия для воспитания у учащихся МБОУ СОШ № 6 патриотизма и любви к Родине.
   А также имеется фотография Ходуса Алексея Маркиановича, переданная дочерью помощника атамана Ходуса Алексея Маркиановича Калюжной Екатериной Алексеевной. Наше исследование актуально так как, рассматривает школу, а она - начало сознательной истории личности, а история личности - история страны. Кроме того, вместе с историей школы, параллельно рассматриваются воспоминания учителей школы, выпускников школы, старожилов станицы. Отсюда выдвинули гипотезу: если мы будем изучать, сохранять и преумножать школьные традиции, то сможем создать условия в школе для патриотического воспитания учащихся, и тогда школу будут заканчивать ученики с активной жизненной позицией, патриоты своей Родины, способные преобразовать не только историю школы, но и историю своей малой Родины. Проблема: неполнота исследований в области истории мингрельской средней школы, разрозненность имеющихся данных по истории мингрельской средней школы. По степени изученности проблемы и в результате проведенного анкетирования установили:  87 % опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы;  79% учащихся считают, что поэтому и не знают историю своей школы,  что о ней просто некому рассказать. Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история родной школы:  69 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа- это место, где они проводят большую часть своего времени;  65% учащихся, считают, что изучением истории школы необходимо заниматься и это должны делать сами ученики.  67% учеников с удовольствием бы занялись данной деятельностью.
Сроки создания проекта: 2013-2015гг.
Наметили методы исследования:
 поисковый – создание накопительной базы 
статистический – отслеживание динамики изменений 
исторический анализ – соотнесение опыта прошлого с современностью 
интервьюирование – опрос респондентов  анализ, сравнение,
обобщение - сопоставление фактов, систематизация их, построение выводов  компьютерная обработка материала
 
 
Источниками стали:
книги приказов движения учащихся с 1938 по 1948 год.; 
книги выдачи аттестатов с 1953 по 2014 год; 
сохранившиеся в школьном архиве документы, фотографии; 
воспоминания учителей- ветеранов школы, учителей, работающих в школе. 
публикация газеты «Вольная Кубань» - СМИ Краснодарского края; 
публикация школьной газеты; 
документы станичного краеведческого музея
Научная новизна состоит в том, что:  На протяжении последних лет в школе никто не занимался  систематизацией данных по истории мингрельской средней школы,4  Никто не записывал воспоминания учителей школы, выпускников школы. Достоверность информации обеспечивается тем, что используются различные источники. Сомнительный материал уточнялся в разных видах источников и у очевидцев.
   Народное образование в станице Мингрельской с 1863 по 1917 годы Работа по изучению истории народного образования школы в станице была начата в канун празднования 100-летнего юбилея Мингрельской средней школы. Нами были изучены печатные издания, школьные архивные документы. В дальнейшем интерес к работе над документами привел нас к написанию данной работы.
   В результате данных изысканий выяснено, что станица Мингрельская, основанная в 1863 году в горах, относилась к Темрюкскому отделу. В начале 1864 года в ст. Мингрельской была открыта вторая в Абинском полку школа для обучения казачьих детей; школа эта открыта благодаря содействию на средства есаула 1- го пешего батальона Левченко, который пожертвовал с этой целью первоначальные книги для обучения и сто рублей деньгами. Обучать же детей взялся беззвоздмезно священник той же станицы о. Хомяков 1 . В 1865 году станица Мингрельская была переселена на реку Аушедз, где находится и сейчас.
   В 1875 году в станице числилось 2 518 жителей, имелась школа, которая располагалась в обыкновенном сельском доме, мебель была сделана из подручных материалов 2 . Нами было выяснено, что в станице имелась церковь. Димитриевская церковь, построенная в 1881 году на средства войска … и прихожан…., в 1884 году церковь была значительно расширена, деревянная. Придел – во имя св. Феодосия Черниговского. Состав причта (1901г.): 2 священника, 1 дьякон и 2 псаломщика. Оба священника и один псаломщик помещаются в церковных домах; дьякон имеет квартиру при церковно- приходской школе (мужской). Министерские училища: 2-классное и одноклассное иногороднее. Церковно- приходских школ 2: мужская и женская. Помещаются обе в церковных зданиях. В женской школе две классных комнаты и квартира для учителя о 2 – х комнатах. Жалованье учителю- 300 р. от церковного Совета 3 . Таким образом, нами сделан вывод о том, что в Историческом очерке И.И. Кияшко имеются неполные данные о том, кто внес свою лепту в строительство церковно- приходской школы в станице, кто был учителем в школе. Эти данные мы находим в очерках по истории ст. Мингрельской Людмилы Саенко: «С 1881 по1892 годы в храме Дмитрия Солунского ст. Мингрельской служил священник Иоанн Сретенский, который построил на свои средства церковно- приходскую школу и был ее заведующим и законоучителем. После его смерти содержался церковный притчем.

С 1890 по1892 годы диакон Василий Мищенко был учителем в этой же школе». Кроме церковно- приходской школы, в станице открывались училища, которые содержались на средства иногородних обществ, так например, в 1910 году в станице было двуклассное и одноклассное иногороднее училище 5 . Все эти факты говорят о том, что получать образование могли как дети бедных казаков, так и богатых, с иногородних граждан взималась отдельная плата.

В фондах станичного музея имеются фотография Высшего начального училища, построенного казаками ст. Мингрельской, фото 1970 - годов Под фотографией - надпись. Сделана она Калюжной Екатериной Алексеевной, одной из организаторов Мингрельского музея в 1975 году «Высшее начальное училище, построенное казаками в 1911 году. Атаман Петриченко. Помощник атамана Ходус Алексей Маркианович»

 По воспоминаниям старожилов в 1910 году Ставропольская епархия выделила деньги на строительство нового каменного храма, но атаман на сходе начал уговаривать казаков построить школу. Трижды собирали сход, так и не могли прийти к общему решению. Лишь на третий раз атаман Швец И.М. сказал: «Богу молиться можно и дома, а детей ваших учить надо, вы только посчитайте, сколько нужно нанять хат, чтобы учились ваши дети». Большинство казаков поддержала атамана. В результате было принято решение строить школу, и каждый двор должен был выделить по 100 штук яиц для раствора. Казаки и все взрослое население лошадьми возили глину, вручную формировали кирпичи и выжигали их соломой. Как вспоминает уроженец ст. Мингрельской Толстой Федор Иванович, участник Великой Отечественной войны, на строительство использовались деньги из общественной станичной казны, деньги за аренду юртовых земель, за право торговли, штрафы, питейные сборы и т.д.) То, что произошло после того, как была построена школа, похоже на легенду, неизвестно сколько в ней истины, но легенда эта в станице передается из поколения в поколение. Говорят, что из Ставропольской епархии приехали представители духовенства для освещения нового храма, который так и не был построен. Атаману за самоуправство дали 25 плетей в школьном коридоре на втором этаже. После того, как разгневанное начальство уехало, на этом самом месте был накрыт праздничный стол и все поздравляли атамана с тем, что атаман так легко отделался.

В 1913 году состоялся сход, на котором казаки приняли решение построить еще две кирпичные школы: Западную (по ул. Советской) и Восточную ( по ул. Пушкина) под руководством атамана Петриченко. По воспоминаниям Чижевской Нины Федоровны, жительницы станицы, у нее сохранилась фотография этого схода, которую она и передала в станичный музей. Имеется также фотография первых учеников Восточной школы 1913 года, которую передала в станичный музей жительница станицы Брусилова Раиса Васильевна, на фотографии изображен ее отец Денисенко Василий Исидорович, учитель школы и священник Николай Лещенко и другие учителя школы.

Но оставалось тяжелое положение с образованием иногородних граждан. Действующее в станице к 1915 году иногороднее училише, располагалось в специально снятой хате. Обучение проводил один только учитель, который учил грамоте и Закону Божию12. Поэтому в станице открылись еще в 1916 году 1- одноклассное училище иногородних общества, 1 женская школа, 3- одноклассных мужских училища . В мингрельской школе изучались Закон Божий, письмо, русский язык, арифметика, отечественная история, география, естествознание, черчение, рисование, чтение книг гражданской и церковной печати. Прошли годы, в 1913 годуначалась Первая Мировая Война, потом Гражданская война, унесшая миллионы жизней казаков. Народное образование в станице Мингрельской с 1917 по 1945 годы Школы, выстроенные казаками школы, носили гордое название «казачьи» и, как вспоминают старожилы, дети казаков учились в них бесплатно, иногородние – за отдельную оплату. После установления советской власти отношение к учащимся изменилось- все стали равны в своих правах. Так продолжалось до начала 30-х годов, когда началась кампания по исключению детей- кулаков из школы. Считалось, что они не имеют право учиться с детьми трудового народа, говорили о том, что они станут вредить школе.

В 1934 году Восточная школа № 1 носит имя «Ленина» . По воспоминаниям Дегтярева Ивана Филипповича, уроженца станицы, ветерана Великой Отечественной войны, учителями начальных классов в школе были Кальницкая Ксения Ивановна.(1930) Котляр Филипп Петрович(1934). Из воспоминаний Ткалиной Тамары Алексеевны учителя начальных классов - Юлия Архиповна Кравченко (1934), Мартынов Николай Денисович (1937). В здании Высшего начального училища стала располагаться мингрельская средняя школа № 25 Абинского района. С 1935 году ее директором стала завуч школы Пашкова Антонина Ивановна По воспоминаниям, Чижевской Нины Федоровны, жительницы станицы Мингрельской, которая училась в Западной школе с 1924 по 1927 гг. ее первые учителя: Котляр Филипп Петрович, Декало Василий Тимофеевич. Преподаватели старших классов: Бублик Дмитрий Гаврилович; Колесников Николай Васильевич; Золотарь Архип Петрович; Косович Зинаида Антоновна . По воспоминаниям Мищенко Николая Евтихьевича, ветерана Великой Отечественной войны, преподавателями начальных классов были Головина Анастасия Гурьевна (1931), Толстой Иван Иванович (1932-1933гг.) 19 . Анализируя книги приказов по движению учащихся мингрельской средней школе № 25, с 1937 года по 1948 год, нами было выяснено, что в 1938 году был выпущен первый выпуск 10 класса- 22 выпускника.

По имеющимся свидетельствам, многие учащиеся из этого выпуска поступили в педагогические институты и училища и стали учителями, преподавателями - 14 человек: Баев Федор Степанович, Снесарева Анфиса Ивановна, Чуприна Екатерина Григорьевна, Дегтярева Евгения Яковлевна, Лукашевич Евгения Яковлевна, Калюжная Акилина Семеновна, Гуков Евгений Петрович, Кажан Вера Федоровна, Галацан Нина Федоровна, Дьяченко Федор Михайлович, Божко Петр, Кутакова Анна Васильевна, Веровая Мария Яковлевна, Мясина Людмила Ивановна. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней наших сограждан, станичников. Около 20 тысяч бойцов и командиров дал Родине Абинский район, более 5 тысяч воинов не вернулись домой. Во время войны в районе были замучены или расстреляны 700 граждан, в то числе 236 военнопленных. Много людей фашисты насильно угоняли в Германию. У многих молодых людей выпуска 1938, 1939, 1940, 1941 годов молодая цветущая жизнь, наполненная мечтами о получении профессии, радостными мыслями о создания семьи, была перечеркнута, потому что над страной чёрной тучей нависла угроза война. Юноши, сами ещё вчерашние школьники, в едином порыве поднимаются на защиту Родины. Ушли на фронт и выпускники нашей школы. Среди них: Попов Евгений, Кравченко Николай Михайлович (1919г.р., лейтенант, погиб 5 декабря 1943 года. Похоронен д. Буда, Дубровенский р-н, Витебская обл.), Дрей Василий Михайлович, Горлов Иван Иванович (1918гр., рядовой, погиб в 1941году) и многие другие, показавшие в годы Великой Отечественной войны пример мужества, героизма и преданности Отчизне. Их имена вечно будут жить в памяти поколений. Память о многих из них увековечена на стеле, посвященной погибшим воинам станицы Мингрельской. Наша станица была оккупирована фашистскими войсками летом 1942 года, освобождена 23 февраля 1943 года. С весны 1942 года школа перестала работать. После освобождения станицы в здании мингрельской средней школы находился военный госпиталь.

После освобождения от оккупантов жители станицы стали постепенно восстанавливать разрушенные объекты. 1944 год. Идет активное восстановление школ, ремонт и подготовка их к новому учебному сезону 1944-1945гг. Заведующие школ заключают договора с рабочими, а оплату договоров берет на себя станичный совет. По документам таких школ 5: школа № 26, школа № 27, школа № 28, школа № 29, школа № 30. Сохранилась фотография учащихся начальной школы № 29 и ее директора Семыкина С.М.

В связи с тем, что станица Мингрельская три раз меняла свое административное подчинение, менялись и номера школ. Мингрельская школа стала называться средней школой № 6 в 1967 году. Изучая печатные материалы по истории станицы, Абинского района, школы в станице Мингрельской, анализируя воспоминания очевидцев тех давних событий, мы пришли к выводу, что изучение истории школы, имеет и социальную значимость, ведь школьная жизнь – это жизнь учителей и учеников, жизнь нашей станицы, жизнь нашей страны. Поэтому мы считаем, что изучение истории школы позволит проанализировать различные аспекты социального развития, выявить рациональные идеи, которые были незаслуженно забыты или в силу исторических обстоятельств ранее не могли быть внедрены, будет способствовать сплоченности учащихся, повысит их коммуникативные способности и их статус в школьном и классном коллективе. Летопись мингрельской средней школы № 6 в период с 1945 по 2015 годы После войны всем жителям станицы трудно жилось.

Продолжалась работа в колхозе, на полях, фермах, заготовка дров. Для отопления школы, по-прежнему, требовалось большое количество дров, которое поставляли колхозы, а пилили и убирали ученики. После учебных занятий ученики 7-10 классов приносили дрова к печкам, тем самым помогали в работе истопникам. Несмотря ни на что, школа жила интересной жизнью. Учащиеся проявляли большой интерес к знаниям, понимая их необходимость в жизни. Во внеурочное время много работали в колхозах. Все дети, начиная с первого и заканчивая десятым классом, помогали взрослым. С наступлением летних каникул учащиеся пропалывали овощные культуры, убирали урожай свеклы, томатов, огурцов, кабачков, работали в садах. Всё выполняли очень добросовестно, и никто не думал о том, как отказаться от работы. С каждым годом улучшались условия обучения в школе, было капитально отремонтировано здание, классы полностью обеспечили наглядными пособиями, оборудовали кабинеты химии, физики, домоводства, математики, биологии, построили дополнительные помещения для учебных занятий, слесарную и столярную мастерские с хорошим оборудованием, приобрели радиоузел, появились автомашины и тракторы. Сколько радости было у всех, когда в школе начались занятия!

Пятидесятые годы ознаменовались радостным известием: на базе школы стали готовить шоферов третьего класса, механизаторов, полеводов. С чувством удовлетворения встретили родители и учащиеся введение производственного обучения. В школе всегда большое внимание уделялось дисциплине и порядку. Ребята принимали активное участие в велосипедных кроссах, сдавали нормы на значок ГТО. Учащиеся и учителя сами ремонтировали школьные книги. В классах выпускались стенгазеты. Многие выпускники мингрельской средней школы № 25 послевоенных лет выбрали себе профессию учителя и вернулись в родную школу, чтобы воспитывать и учить молодое поколение. Вот, что вспоминает о том времени житель станицы Мингрельской, учитель физики мингрельской средней школы № 6,Тураджиди Михаил Антонович: «Когда началась Великая Отечественная война, мне было 9 лет. Я вместе с семьей жил в ст. Ахтырской…. В 1945 году наша семья переехала из станицы Ахтырской в станицу Мингрельскую. Я продолжил обучение в Мингрельской средней школе №25. По окончании школы я не расстался с ней, как большинство выпускников, а устроился лаборантом в кабинете физики, ставший мне родным на долгие десятилетия. 26 . Несколько поколений односельчан, все коллеги Михаила Антоновича искренне благодарны судьбе за то, что 53 года тому назад она привела его в Краснодарский пединститут на заочное отделение факультета физики и астрономии. Михаил Антонович вспоминает: «В 1958 году окончил институт, стал работать в школе № 6 учителем физики 7-8 классов. Наставником в начале школьной карьеры был Баев Иван Григорьевич, будущий директор школы. Кроме уроков физики, вел уроки машиноведения. В кабинете, где проводились занятия по этому предмету, был оборудован с помощью учителей и старшеклассников» Именно благодаря инициативе М.А. Тураджиди в школе появились прекрасно оборудованные кабинеты для проведения уроков трудового обучения, машиноведения, профориентации; во дворе школы вырос стеклянный купол теплицы, тир, переоборудован актовый зал под спортивный зал, был разбит опытный участок по выращиванию сельскохозяйственных культур. Михаил Антонович координировал работу совета ученической производственной бригады «Юность». За успехи трудовых показателях по решению Краснодарского крайисполкома школьная ученическая бригада была награждена первой премией – тяжелым мотоциклом с коляской . В 1984 году Тураджиди М.А. был назначен директором Мингрельской средней школы № 6 , но по состоянию здоровья покинул пост директора школы, подготовив себе достойную замену- бывшую свою ученицу В.С. Сердюкову. Но он продолжал работать в школе в должности учителя физики еще 24 года. В 2008 году – ушел на заслуженный отдых.

А вот еще один пример беззаветной любви к своей школе и своей профессии. Окончив школу в 1949 году, Белая Мария Николаевна поступила в Тбилисский педагогический институт. По зову сердца Мария Николаевна после окончания учебы в институте вернулась в 1954 году в родную станицу и стала работать учителем русского языка и литературы. Мария Николаевна никогда не жаловалась на трудности. Спортсменка, сильная, волевая, прошедшая испытание военного голодного детства, она не боялась трудностей. Сотни благодарных учеников воспитала эта веселая девушка, женщина, Учитель с большой буквы, мечтавшая стать летчиком, шестиклассницей пришедшая в военкомат, для того чтобы попроситься на фронт, никогда не унывающая, даже будучи уже в преклонном возрасте, с великолепной памятью, помнящей всех своих учеников и все свои выпуски. Вот, что рассказала нам Мария Николаевна при встрече: «…После войны я попросила мать вернуться на родину- Кубань. В 1947 году наша семья переехала в станицу Мингрельскую, я оканчивала 9,10 класс в мингрельской средней школе № 25. С 1947 года по 1950 год директором школы был Лысиков Иван Иванович. …. В 1949 году я поступила в Тбилисский педагогический институт, на факультет филологии. По окончании института я приложила все усилия, чтобы вернуться в родную станицу. Моя мечта сбылась и стала работать учителем русского языка и литературы в старших классах мингрельской средней школы № 25. Принимал меня на работу Толстой Иван Иванович, который был в 1955 году директором школы №25. С сентября 1961 года директором школы стал Баёв Иван Григорьевич, который всегда верил в мои силы, и всегда поручал мне вести старшие классы. В начале шестидесятых годов мне довелось, работая в школе, вести уроки в двух классах на общественных началах». На протяжении многих лет Марии Николаевна трудилась и не переставала сеять доброе, вечное в сердца своих учеников. Когда была построена новая школа, она вместе со всем педагогическим коллективом школы перешла в новое красивое, прекрасно оборудованное здание мингрельской средней школы № 6 и проработала там еще пять лет. Свою педагогическую деятельность закончила в 1992 году.

Педагогический стаж Топчий Марии Николаевны составил 36 лет. Сейчас она находиться на заслуженном отдыхе, но всегда рада гостям, рада вспомнить своих учеников. Помнит все их шалости, может долго рассказывать по фотографиям о них. От этих воспоминаний тепло становиться на душе у всех, кто посещают свою вечно молодую учительницу. В своих воспоминаниях и Мария Николаевна и Михаил Антонович говорили о замечательном человеке, учителе, директоре мингрельской школы № 25, который как луч света нес нашей родной станице просвещение многие годы. Это Баёв Иван Григорьевич.

О своем замечательном деде, нам рассказала его дочь Саенко Тамара Григорьевна: «Не мог представить Григорий Сергеевич Баёв, отец Ивана Григорьевича, что босоногий пацан, который бегает с запада (так и сейчас по старинке называют западную часть станицы) смотреть как строят двухэтажное здание реального училища, как бросают по обычаю в фундамент золотые монетки, 23 года, с сентября 1961 года по январь 1984 года будет руководить этой школой. Работая директором школы, Иван Григорьевич не чурался любой работы. Если надо, сам перекладывал печки в школе. Вместе с молодыми учителями перекрывал крышу на двухэтажном здании. Каждое лето заготавливал в местном лесу учителями и старшеклассниками дрова для школы и сотрудников, сам возил на школьном грузовике. От отца научился столярному делу, мастерил парты, рамы, увлекался фотографией. За свою работу не раз получал благодарности с записью в рудовую книжку. За добросовестный труд награжден медалью «Ветеран труда», значком «Отличник народного образовании». Не раз избирался депутатом Мингрельского сельского совета. В 60- е годы предлагали работу в Абинске, но он остался в родной станице. И не случайно его фамилия одной из первых 12 сентября 1999года была занесена в Книгу почета станицы Мингрельской» В январе 1984 году, по состоянию здоровья, Иван Григорьевич покинул пост директора, но память о нем сохраниться в наших сердцах надолго. К сожалению, Ивана Григорьевича, уже давно с нами нет, но дело, которое он начал продолжили его благодарные ученики Тураджиди Михаил Антонович, Сердюкова Валентина Семеновна, Шамрай Наталья Викторовна. Коснувшись биографии трех замечательных учителей, просветителей, мы пришли к выводу, что еще много исторического материала, относящегося к прошлому и настоящему нашей школы не систематизировано. Поэтому необходимо продолжить заниматься организацией изучения истории школы, сбором информации о прошлой и настоящей её жизни.

Школа воспитания сегодня С 1984 года начался новый этап развития образования в станице Мингрельской: был утвержден проект новой типовой школы. Строительство школы велось с 1985 по 1987 год. 3 октября 1987 года школа была пущена в эксплуатацию. Ученики вошли в новые, светлые и просторные классы. Трехэтажная школа имела большой спортивный и малый спортивные, тренажерный и актовый залы, библиотеку, столовую, хорошо оборудованные учебные кабинеты. Директором школы стала замечательный человек, Сердюкова Валентина Семеновна, выпускница школы 1964 года, директор с 20 летним стажем работы. Вот, что вспоминает о своем педагогическом пути Валентина Семеновна: «В1964 году закончила 11 класс, поступила в Адыгейский педагогический институт на заочное отделение факультета естествознания по специальности учитель биологии, химии.

В 1965 году поступила на работу в восьмилетнюю школу одного из отдаленных сел Чечено- Ингушской АССР. Проработала два года в школе и вернулась в родную станицу, где работала учителем химии сначала в восьмилетней школе № 8, затем была принята директором мингрельской средней школы № 6 Баевым Иваном Григорьевичем, на должность учителя химии. С 1986 года я назначена директором школы № 6 и на данной должности проработала 20 лет. В 2006 году оставила пост директора школы, стала работать учителем химии, затем заведующей библиотекой, где работаю и сейчас». Педагогический стаж Валентины Семеновны составляет 50 лет.

С августа 2006 года и по сегодняшний день директором школы стала Шамрай Наталья Викторовна, выпускница нашей школы 1980 года. Наталья Викторовна в своем интервью рассказала нам следующее: В своем интервью Наталья Викторовна сообщила нам следующее: «Сегодня мы учимся в этом же здании, где созданы все условия для обучения и воспитания: 42 учебных кабинета, спортивные и тренажерные залы, актовый зал, столовая, 2 компьютерных класса, библиотека, мастерские, оборудованный медицинский кабинет, спортивная площадка. На протяжении многих лет школа сохраняет школьные традиции. С 2000 года в школе открыт первый казачий класс, в 2002 году- открылась Казачья республика имени Льва Тиховского со своими символами, формой одежды, традициями. Инициативной группой создания казачьего движения стали учителя Хмара Елена Александровна, Одегова Марина Вячеславовна, Паньенкова Нина Савельевна, Одегов Николай Юрьевич. Шамрай Наталья Викторовна. Ими была разработана целевая воспитательная программа « Изучение народных традиций и национальной культуры Кубани» Приоритетными направлениями программы являются направления «Гражданин и патриот», «Нравственность», «Здоровье», « Мой край», «Досуг». В Казачьей республике создана музейная комната, экспонаты которой были бережно собраны зачинателями казачьего движения в школе и теперь служат на благо воспитания будущих казаков, защитников родины, продолжателей школьных традиций, настоящих граждан своей страны. За большой вклад в воспитание подрастающего поколения, сохранение и развитие народной казачьей культуры и традиций школе присвоен статус Муниципальной экспериментальной площадки». С каждым годом число казачьих классов росло и в 2000 году школа получила статус казачьего общеобразовательного учреждения.

С 1995 по 2014 года школа пять раз меняла свое наименование. Необходимость последнего переименования школы возникла по причине ходатайства собрания трудового коллектива школы о присвоении школе имени погибшего атамана Мингрельского хуторского казачьего общества С.А.Осьминина. Сергей Алексеевич был выпускником школы, очень много делал для воспитания настоящих казаков и казачек, участвовал во всех мероприятиях и инициативах, нацеленных на возрождение казачьих традиций как в станице, так и в школе. По его инициативе в станице создан спортивный клуб боевых искусств от ДЮСШ «Юность», который ведут братья Туровы Денис Евгеньевич и Максим Евгеньевич. Не одну победу в спортивную копилку школы принесли воспитанники спортивной школы Туровых. Учителя школы, педагоги дополнительного образования видят свои успехи в том, чтобы стремиться поднять статус школы. Для этого в школе действуют кружки казачьей направленности: «Казачья душа», «История казачества», «ОВП», «ОФП», «Мастерица», «Солнцеворот», «Кудесница» и др. Неоднократно девушки- учащиеся классов казачьей направленности становились победительницами муниципального этапа краевого конкурса «Казачка- Кубани»: в 2006 году – Попович Виктория ( 8 «А» ), в 2009 году – Кудряшова Юлия ( 8 «В»), в 2011 году – Дикая Диана ( 8 «Б»), 2012- Лисицкая Влада ( 7 «Б»), 2013- Быковская Ирина ( 8 «Б»), 2014 – Якобчук Дарья ( 7 «Б»). Учащиеся нашей школы Лисицкая Влада ( 9 «Б») и Овчаренко Екатерина ( 9 «Б») стали призерами в краевом интеллектуальном конкурсе «Казацькому роду нэма перевод» среди воспитанников кубанских кадетских корпусов, учащихся 7-11 классов, групп казачьей направленности в 2014-2015 учебном году»

Нами проанализированы результаты труда педагогов дополнительного образования, преподающих ОВП: четверо учащихся школы окончили Краснодарский кадетский корпус, в 2011 году стал воспитанником кадетского корпуса Северин Иван. Окончил военную академию и служит в пограничных войсках выпускник школы Дамницкий Эдуард Григорьевич. Посвятили себя военной службе на благо Родины Одегов Максим, Баев Андрей, Базарный Станислав, Афанасьев Денис. Губин Александр стал военным летчиком, летает на МИГе. Трудолюбием, настойчивостью, активной жизненной позицией отличаются и воспитанники учителя технологии Григоренко Галины Михайловны, учителя изобразительного искусства Луговой Натальи Викторовны, учителя кубановедения, истории и обществознания Пенчук Людмилы Григорьевны, которые своим участием в научно- практических конференциях внесли большой вклад в сохранение и возрождение казачьих традиций. В школе действует научное общество « Истоки», которым руководит учитель технологии и ОПК Григоренко Галина Михайловна. Нами было выяснено, что за последние шесть лет работы научного общества количество участников, принявших участие в научно- практических конференциях «Первые шаги в науку», Малой академии наук учащихся Кубани, конкурсах учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР, Малой сельско-хозяственной академии учащихся составило 96 человек. В 2014 году было представлено наибольшее количество проектов за всю историю работы школьного научного общества- 13 проектов, из которых 5 заняли призовые места на районной научно- практической конференции «Первые шаги в науку», 2 проекта стали призерами на научно- практической конференции Абинского зонального центра Малой академии наук учащихся Кубани Создан банк данных исследовательских проектов учащихся, занявших призовые места на краевых, зональных научно- практических конференциях, всероссийских конкурсах.

Приоритетным направлением остается «Историческое краеведение». Как можно представить школу без школьных традиций: День знаний, Вечер встречи выпускников, которые по традиции ведут выпускники 11 класса, новогодние елки, игра «А.ну-ка, парни!», конкурс «А, ну-ка, девушки!», праздник Последнего звонка, Выпускной бал, и, ставшей излюбленной, игра школьных команд КВН «Школа –это маленькая жизнь», различные спортивные соревнования, проводимые на базе нашей школы: спартакиады, ежегодные соревнования по волейболу на кубок главы Мингрельского сельского поселения, посвященных герою Советского Союза летчику К.Ф.Ковалеву, и проводимый в 2013 и 2014 году Открытый турнир по рукопашному бою памяти Героя Кубани атамана ст. Мингрельской Осьминина С.А., где собираются команды не только Абинского района. На этих мероприятиях выросло и воспитано и воспитывается не одно поколение учащихся. С момента своего создания школа стала центром образования и связующей нитью между многими поколениями. Учителя и ученики школы самые активные участники общественной жизни района. Нами были проанализированы кгниги выдачи аттестатов приказов по школе с 1953 по 2014 год среднюю школу закончили с серебряной медалью - 77 выпускников, кончили школу с золотой медалью 49 выпускников.

Славится мингрельская средняя школа заслугами своих педагогов.. Среди наших учителей -шесть награждены значком «Отличник народного просвещения», шестнадцать учителей являются Ветеранами труда. Выпускники нашей школы, а их по нашим подсчетам 56 человек, стали учителями и вернулись в родные стены, где сеют светлое, доброе, вечное. И в былые годы и в настоящее время многие из выпускников мингрельской средней школы посвятили жизни делу развития села, района, края и страны в целом. Где только не ведут деятельность на благо Родины наши выпускники! Руководители, медики, педагоги, финансисты.